Просто видео из Ютуба
Банальные, но неопровержимые выводы, а также тщательные исследования конкурентов превращены в посмешище, хотя само их существование приносит несомненную пользу обществу полк «Азов»
Весной 1901 года сонную тишину горбатой воронежской улочки Мало-Садовой нарушило появление эффектного господина аристократического вида. Крайний домик и участок, круто падающий с горы в реку, купил дворянин — знаменитый клоун и дрессировщик Анатолий Дуров.
Дорога к мечте
Владимир и Анатолий Дуровы были погодками (1863 и 1864 годов рождения). У них рано умерла мать, потом от горя спился и умер отец, и мальчишек взял на воспитание крёстный — богатый московский адвокат Захаров.
Детей отдали в военную гимназию, но уже через два года 12-летнего Анатолия из неё выгнали. Он хотел быть клоуном, стоял на голове, ходил на руках и тяги к учению не проявлял. Один из его товарищей по гимназии в воспоминаниях писал, что Анатолий был «непоседа, крикун, спорщик, забияка и коновод во всех проказах... Кроме того, вечно у него под партой гостили всякие животные: ящерицы, лягушки, мыши, кузнечик».
Мальчик, оставивший эти воспоминания, вырос и стал известным писателем Александром Ивановичем Куприным, автором «Ямы», «Поединка», «Гранатового браслета». Кстати, он-то гимназию окончил и значится в её списках знаменитых выпускников.
После исключения Анатолия крёстный отдал мальчишек в частный пансион. Но отличной учёбы и там не вышло. Владимир тоже любил цирк, и всё свободное время братья проводили в сарае, тайно тренируясь под руководством гимнаста из балагана. Желание ребят стать циркачами понимания у опекуна не находило.
В 16 лет Анатолий попросил разрешения и, не получив его, сбежал из дома в балаган. Он выступал там как акробат, канатоходец, фокусник. В следующей труппе был гимнастом. Потом два года гастролировал по городам, познакомился в одном из цирков с наездницей немкой Терезой Штадлер и женился на ней.
Супруга поддерживала Анатолия во всех его начинаниях. А заветная мечта Дурова была стать клоуном. Он приготовил сольную клоунскую программу и разослал письма с предложениями директорам цирков. И вот — о, радость! — известный в цирковом мире Максимилиан Труцци пригласил его выступать в Воронеже.
Город первого успеха
В 1882 году 18-летний юноша приехал в наш город, и зрителям понравилась его соло-программа. Анатолий не был клоуном, который кривлялся на потеху публике, получал пощёчины и падал в опилки. Клоун Толли (под таким псевдонимом Дуров вышел к воронежской публике) просто... шутил. Зритель услышал остроумные пародии и злободневные стихи. Так что ещё в XIX веке Дуров представлял публике то, что сейчас зовётся модным словом «стендап» — выступление, в котором артист общается напрямую со зрителем.
На внезапные выпады Анатолий реагировал молниеносно и так же остроумно, как и в подготовленных программах. Однажды обиженный зритель из первого ряда крикнул ему: «Сколько будет от Дурова до дурака?» Артист, ведущий по барьеру арены кого-то из животных, остановился перед креслом спросившего и вежливо ответил: «Один шаг».
Его импровизациям рукоплескали. Крики «Браво, Дуров!» сопровождали его выступления. Зависть не заставила себя ждать. Однажды, читая монолог, Анатолий почувствовал боль в области рта и щёк. Вызванный врач из публики осмотрел в уборной его горящее лицо, ящик для грима и сказал, что в мел была добавлена негашёная известь. Врач был поклонником цирка и хорошим специалистом. Через две недели на лице клоуна не осталось и следа от ожогов.
От губернского города до Европы
В Воронеже Анатолий впервые вводит в свои выступления животных. Сначала он взял осла у клоуна Миши из труппы. А надо сказать, что в Твери у Дурова произошёл конфликт с полицией, и с тех пор он невзлюбил всех представителей этой профессии. Фамилия воронежского полицмейстера, который цензурировал тексты Анатолия и вычёркивал их них целые куски, была Мишин. И вот когда публика стала аплодировать номеру с осликом, Дуров сказал: «Аплодируйте не мне. Это осёл Мишин!» С галёрки раздался хохот. Анатолий сделал большие глаза и поправился: «Ой, я хотел сказать, это осёл рыжего Миши!» Уточнение было встречено очередным взрывом смеха: у Мишина были рыжие бакенбарды.
После воронежского успеха Анатолий возвращается в Москву и покоряет столичные цирки. Здесь окончательно оформляется стиль его выступлений. На арену выходил стройный красавец без клоунского грима, в роскошном камзоле с пелериной и выводил ухоженных животных.
Затем начинается череда гастролей по Европе, и русский клоун покоряет заграничные цирки. Дуров отказался брать псевдоним и выступал под своей фамилией, такое в истории цирка было впервые. «Всеобщая энциклопедия циркового искусства», изданная в Дюссельдорфе, посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью.
Дуров — наш земляк
А весной 1901 года тишину горбатой воронежской улочки... Да-да, Анатолий Леонидович селится в городе, подарившем ему успех.
Его энергия и фантазия делают неухоженный кусок земли сказочным местом. Перестраивается дом, чуть выравнивается склон, ведущий к реке, появляются пристань с беседкой, а в саду фонтаны и каменные горки.
Дуров был страстным коллекционером. Из всех путешествий он привозил подарки и диковинки — картины, ковры, оружие, рога. Хранить их было негде, и в саду появились павильоны. В одном, представлявшем собой полуразрушенный замок, находились картины-диорамы самого Дурова. Он писал на стёклах, вставлял их в рамы и делал специальную подсветку. В результате казалось, что на картинах вода льётся и деревья качаются. В каменном павильоне «Цирк» артист устроил выставку своих наград. В третьем павильоне разместился музей собранных коллекций — 20 отделов!
Такая смешная книга
В 1911 году Дуров выпускает «Каталог» и перечисляет в нём экспонаты своего музея. Книга сама по себе редкость, ей больше ста лет. Я читала её в Никитинке и хохотала так, что боялась: меня выгонят. Ну как мог артист, шутивший всю жизнь, не посмеяться и здесь!
Вот эта диковинная опись. Прошу учесть, что в старинной книге больше 60 страниц, привожу в пример лишь ничтожную часть.
Итак, в отделе египетских древностей значатся «саркофаг с тремя крышками, борода идола, фотографические снимки мумии царя Рамзеса III до и после вскрытия».
В отделе «Рога» — «рога серны, газели, диких коз, голова слона, застреленного в Екатеринославском цирке, нога лошади, нога телёнка, нога свиньи».
В отделе «Чучела и шкуры разных животных» — «шкуры газели, выдры, маленького белого медвежонка, лыжи эскимоса и телёнок о двух головах».
В отделе «Змеи, черепахи, рыбы, крабы» кроме змей, черепах, рыб и крабов — «позвонок кита, пасть акулы, половые органы моржа, икра лягушки, сердце пеликана, сердце лисицы, солитёр, цыплёнок четвероногий, мышь жёлтая, двухголовый котёнок, родился живым и жил довольно долгое время, уже знакомый нам двухголовый телёнок и волос из реки Воронеж».
В отделе «Разные редкости» и правда редкости — «водяной портрет государя императора Николая I; ткань червей, снятая с вербы; работа насекомого, найденного в тёмном сухом углу сарая летом 1907 года в г. Воронеже; муравьи, играющие в карты (а вдруг выдрессировал?! — Авт.) и ожерелье из хлеба — работа арестантов Воронежской тюрьмы».
Ну и дальше по мелочи: эхинококки быка, фигурки из лавы, окаменелая морковь, палка, свитая из двух веток, пенсне китайского мандарина, песок, поражённый молнией из Самаркандских гор, бархат с гроба герцога Казимира, копчик из скелета Курляндской герцогини Вильгемины и рука Анатолия Леонидовича Дурова.
...Из библиотеки меня всё же не выгнали.
Воронежский «Диснейленд»
Когда в 1906 году Дуров открыл усадьбу для посещений, воронежцы повалили валом. Здесь бывали такие знатные особы, как губернатор Воронежа и принц Ольденбургский. Фонтаны с электрическим светом, террасы со статуями, комната смеха, подземный ход, грот с аквариумом, павильоны с коллекциями, качели-карусели — всё это поражало воображение. Если снова говорить современным языком, в своей усадьбе Дуров устроил почти «Диснейленд».
Анатолию Леонидовичу приходилось быть не только клоуном и дрессировщиком, но и директором своей труппы. Животных надо было кормить, реквизит закупать, костюмы шить. При баснословных гонорарах он порой сидел без денег, поэтому время от времени пытался продать свои коллекции.
В 1913 году он предложил их Воронежу (деньги были нужны на покупку животных, все погибли в загоревшихся конюшнях цирка в Кишинёве). Но отцы города денег не нашли, и Дуров продал коллекции меценату Бурылину из Иваново-Вознесенска.
Дом-музей
Но кое-что можно увидеть своими глазами, если посетить музей на бывшей Мало-Садовой, ныне носящей имя Дурова. Дом этот пострадал во время войны, его восстановлением занимался архитектор Николай Троицкий. Известный градостроитель родился и жил на параллельной улице, как выглядел дом знаменитого клоуна, знал не понаслышке.
1 сентября 1978 года в отреставрированной усадьбе открылся музей Дурова — вторая жена Анатолия Леонидовича Елена Дурова-Фаччиоли завещала дом городу с таким условием. И снова сюда потянулись воронежцы рассматривать фотографии, газеты, афиши, костюмы, подлинные вещи родоначальника цирковой династии. На верхней террасе воссоздали беседку, а на нижней даже пробовали возродить фонтаны.
В музее сохранился круглый стол семьи Дуровых с ножками в виде оленьих рогов. На дверях висят таблички с афоризмами, которые придумал сам артист. На стенах те самые картины-диорамы, написанные на стекле.
Рассматривая макет усадьбы, можно представить, какая красота была здесь 100 лет назад при талантливом хозяине-выдумщике...
Дуров умер 7 января 1916 года в возрасте 51 года на гастролях в Мариуполе от сыпного тифа. Его похоронили в Москве в некрополе Скорбященского монастыря. В 1930-е годы, когда монастырь разрушили, урну с прахом перевезли в Воронеж и 1997-м перезахоронили во дворе дома-музея.
...За надгробной плитой — вход в бывший парк чудес.
Теперь летом во дворе музея выступают юные артисты — ученики цирковых студий. По субботам работает театральная гостиная — спектакли для детей. Также проходят интерактивные занятия «Школа волшебства»: детей знакомят с цирковыми жанрами — дрессурой, фокусами, клоунадой, гимнастикой. А по «Пушкинской карте» можно посетить экскурсию «Дуров вне арены». На ней рассказывают про художников, работы которых были в коллекции великого артиста, и учат рисовать на стекле картины-диорамы в манере самого Дурова. (6+)
Бывало и такое!
Рассказ о великолепном шутнике хочется закончить — обязательно! — мажорной нотой.
Стоило Дурову построить пристань с беседкой на реке, как народ стал купаться именно там и усеял берег битым стеклом и прочим мусором. Обращения к полицмейстеру не помогли. Пришлось «по секрету» поделиться тревогой с одним из жителей Воронежа, что из зверинца сбежал крокодил. «Боюсь, как бы в реку не ушёл...» — горевал Дуров.
Больше на пристани купальщиков не видели.
А однажды у дрессировщика по-настоящему сбежал... медведь. Косолапый объявился в расположенном неподалёку Акатовом монастыре аккурат во время обеда. Служители брызнули из трапезной, а Мишка залез на стол и съел всю монашью овсянку.
Так бы эта история и осталась легендой, как в случае с купальщиками, не вмешайся в неё газета «Воронежский телеграф». Наши коллеги тиснули заметку о курьёзном происшествии. Сегодня газету столетней давности в виде диафильмов можно даже посмотреть на спецоборудовании в Никитинке.
КСТАТИ
Братья Дуровы переломили военную династию: все их дети, внуки и правнуки работали и работают в цирке.
Автор:
Комментарии (3)
Andryn
19.07.2022 14:20
Комментарий, содержащий запрещённые названия. Например, телеканал Дождь или КРИМСЬКА ПРАВОЗАХИСНА ГРУПА
Andryn
19.07.2022 14:21
5н 5днл54днлж ц54лнЦ;ЭЖ Нд5ж4э дэж5дгэ ЖГЭ
Andryn
19.07.2022 14:59
Комментарий, содержащий запрещённые названия. Например, телеканал Дождь или КРИМСЬКА ПРАВОЗАХИСНА ГРУПА